load this picture 6 класс. Русский язык Литературная гостиная
МАТЕРИАЛ К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ПЕТРОДВОРЦОВОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЖАНРОВАЯ И ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ СОЧИНЕНИЙ» МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ПРОГРАММЕ КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СЛИЯНИЕ ИСКУССТВ В КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

В настоящее время в России проходят большие преобразования в сфере образования. Масштабные изменения; предлагаемые нам, обязывают по-новому взглянуть на менталитет всех участников образовательного процесса; особое внимание уделяется педагогическому составу,− нашему отношению к содержанию и подходам планируемых уроков. Мы изучаем обширный арсенал методов и приёмов, который позволяет давать качественную профилированную подготовку по вариативному компоненту образования. Современные подходы к итоговой аттестации (ГИА, ЕГЭ) требуют от выпускников хорошо поставленной письменной и устной речи, грамотного изложения мыслей по предложенным темам и проблемам. Будущие абитуриенты должны умело формулировать свою точку зрения, аргументировать её, подтверждать фактами и производить соответствующие выводы. Исходя из выше сказанного, педагогам не раз приходилось задумываться над вопросом: «Можно ли научить современных школьников писать сочинения, излагать лаконично мысли, выстраивая их в стройную композицию или согласованную речь?» Ведущие педагоги-методисты говорят, что нельзя, − можно только научиться. А учиться, как известно, лучше на ошибках других. Самый надёжный путь к овладению любым умением − посмотреть, послушать, как это делают другие, и попробовать самому сделать также или лучше. Типовая программа, на данный момент, предлагает мизерное количество часов на изучение лишь основ правописания. И мы часто на уроке не имеем возможности уделить должное внимание каждому ученику в его работе над связной речью. Зачастую выслушаем и поправим высказывания нескольких обучающихся, а остальные выступают в роли слушателей. Столкнувшись с вышеизложенными проблемами, я стала разрабатывать свою концептуальную методику обучения, а параллельно и программу, способствующую улучшению речи своих учеников, обогащению их лексического запаса и кругозора, что не маловажно. Таким образом зародилась идея создания дополнительного курса уроков, способствующих воплощению моего замысла. На мой взгляд, эти уроки не должны быть шаблонными, банальными и скучными, а наоборот, − должны заинтересовывать ребят, помогать в обогащении словарного запаса, развивать мышление и речь. Я попыталась заинтересовать своих учеников в посещении этих дополнительных занятий по курсу «Развитие речи», основываясь на нетрадиционном подходе к их организации. Обучение вела и веду в игровой или поисково-познавательной форме, пытаясь выработать системность. Продумав ступени повышения у учащихся умений и навыков в области формирования речи, курс стала разрабатывать и внедрять с 5 класса. Например, в первый учебный год (2004-2005), после внедрения ЕГЭ как итоговый аттестации, на занятиях разрабатываемого курса я попыталась дать своим ученикам 5-ых классов, посещающих дополнительные занятия, возможность «разговориться» и «расписаться» т.е. призывала без стеснения высказывать свои мысли, по любому поводу. Затем эти мысли записывались в подкорректированном мной или ребятами виде и, в итоге, дополненные новыми, более глубокими по смыслу фразами, миниатюры зачитывались всему классу. Этот процесс проходил (и проходит сейчас) безукоризненно, с карандашом в руках, т.к. я вновь, если требуется, вношу коррективы в прослушиваемый текст. Удачные варианты были удостоены похвалы и хорошей оценки. Таким образом, ребята активно включались в процесс общения и стремились выглядеть не хуже других, понимая, что сочинения-миниатюры будут читать все без исключения. Следующим этапом в своей работе я предложила ученикам итоговое сочинение в виде полугодовой работе по курсу, по предложенной теме: «Комнатный цветок в необычном кашпо». Ни к чему не обязывающая формулировка темы дала возможность ученикам развивать фантазию и находить необычные решения, позволяющие по-своему выражать задуманное и не становиться похожими в суждениях на других. За два урока (зачётные уроки) ребята пытались достаточно грамотно формулировать предложения, пополняя их словами и выражениями для справок, включая всю силу фантазии, таким образом, обогащая текст сочинения синонимами, запечатляя его на бумаге. В рамках программных часов такой возможности поразмышлять на отвлечённую тему у нас, к сожалению, нет. Хотя результаты были хорошими. Во втором полугодии, помимо искусства поддерживать разговор или самому вести беседу, высказывать своё мнение по предложенной проблеме без стеснения и боязни быть осужденным за неумение красиво говорить, мои ученики стали осваивать новые навыки: «умение находить и использовать в своей речи, на первый взгляд, мало значимые компоненты в изучаемом объекте». Свою речь они стали формулировать последовательно, по плану, стараясь не пропустить ни малейшей детали. В этом нам помогли дополнительные материалы. Обучение основывалось на художественном анализе картин. (Не секрет, знакомство с шедеврами искусства, пусть даже всего лишь с репродукциями известных художников, облагораживает и способствует интеллектуальному развитию учащихся). Параллельно нами посещались экскурсии, которые проходили с карандашом и блокнотом в руках. После каждой экскурсии, посещения музея или просмотра фильма учащиеся готовили либо сообщение, либо писали отзыв. В такой ситуации любой человек овладевает искусством красноречия и грамотного осуществления творческих навыков в своих работах. Хочу отметить, что наш с учениками кропотливый труд не остался безрезультатным. Так как на следующий год (в 6 классе) мои ученики уже не испытывали больших затруднений при создании своих творческих работ. Содержание репродукций, жизненные ситуации мы стали сопоставлять с художественными произведениями писателей и поэтов, как отечественных, так и зарубежных культур. Со временем среди моих учеников негласно сформировалась группа особо одарённых, − их деятельность заключается в написании стихотворений (собственного сочинения), они пишут рассказы, сказки, шутки на школьную тематику, а некоторые стали пробовать свои силы в жанре фантастика. Под Новый год у нас возникла идея о создании конкурса новогодних историй; начало было положено, лучшие истории были опубликованы на страницах школьного сайта. Мои ученики перестали испытывать страх перед «чистым листом». В 6 классе параллельное изучение основ стилистики способствовало развитию новых способностей у моих учеников: попытка создания школьной газеты обогатила перечень жанровых возможностей в создании творческих работ, ныне проектов. Шестиклассники стали пробовать свои силы в написании статей разных стилевых форм, создавать собственные репортажи, брали интервью друг у друга, у учителей и выпускников школы. К 7 классу (2006-2007) наш опыт, благодаря разрабатываемой мной программы и соответствующей методики, стал более прочным, я и мои ученики стали создателями школьного пресс-центра, результаты стали доступны каждому интересующемуся. Таким образом, дополнительный курс «Развитие речи. Слияние искусств в культуре речи», рассчитанный на три года, стал хорошей основой для формирования навыков письменной и устной речи учащихся, расширил их кругозор, обогатил лексический запас. В старших классах эту методику я стала осуществлять и на уроках литературы, на уроках развития речи при подготовке к сочинениям различных жанров. Работая над эссе по предложенным текстам (задание «С» в КИМах ЕГЭ), учащиеся свободно реализовывали свои способности в написании сочинений упомянутого жанра, без особых трудностей преодолевали преграды перед полноценным ответом, соблюдая композиционную стройность, соответствующую требованиям ФГОС. Приобретённый опыт помогал ученикам при работе над изложениями. Анализируя смысл услышанного, они свободно ориентировались в синонимах, пытались излагать свои мысли, не нарушая первоначального замысла автора. Указанные подходы в области разрабатываемой методики, используются мной и на современном этапе педагогической деятельности в других классах, в которых я работаю. Результаты радуют, как и прежде, так как идеи воплощённые в методических подходах актуальны, − способствуют развитию лексического запаса учащихся, их мировоззрению и культурологическому аспекту в целом.

Учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии № 426
Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Халип Наталья Анатольевна


  ТЕМА: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЖАНРОВАЯ И ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ СОЧИНЕНИЙ» МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ПРОГРАММЕ КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СЛИЯНИЕ ИСКУССТВ В КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

В настоящее время в России проходят большие преобразования в сфере образования. Масштабные изменения; предлагаемые нам, обязывают по-новому взглянуть на менталитет всех участников образовательного процесса; особое внимание уделяется педагогическому составу,− нашему отношению к содержанию и подходам планируемых уроков. Мы изучаем обширный арсенал методов и приёмов, который позволяет давать качественную профилированную подготовку по вариативному компоненту образования. Современные подходы к итоговой аттестации (ГИА, ЕГЭ) требуют от выпускников хорошо поставленной письменной и устной речи, грамотного изложения мыслей по предложенным темам и проблемам. Будущие абитуриенты должны умело формулировать свою точку зрения, аргументировать её, подтверждать фактами и производить соответствующие выводы. Исходя из выше сказанного, педагогам не раз приходилось задумываться над вопросом: «Можно ли научить современных школьников писать сочинения, излагать лаконично мысли, выстраивая их в стройную композицию или согласованную речь?» Ведущие педагоги-методисты говорят, что нельзя, − можно только научиться. А учиться, как известно, лучше на ошибках других. Самый надёжный путь к овладению любым умением − посмотреть, послушать, как это делают другие, и попробовать самому сделать также или лучше. Типовая программа, на данный момент, предлагает мизерное количество часов на изучение лишь основ правописания. И мы часто на уроке не имеем возможности уделить должное внимание каждому ученику в его работе над связной речью. Зачастую выслушаем и поправим высказывания нескольких обучающихся, а остальные выступают в роли слушателей. Столкнувшись с вышеизложенными проблемами, я стала разрабатывать свою концептуальную методику обучения, а параллельно и программу, способствующую улучшению речи своих учеников, обогащению их лексического запаса и кругозора, что не маловажно. Таким образом зародилась идея создания дополнительного курса уроков, способствующих воплощению моего замысла. На мой взгляд, эти уроки не должны быть шаблонными, банальными и скучными, а наоборот, − должны заинтересовывать ребят, помогать в обогащении словарного запаса, развивать мышление и речь. Я попыталась заинтересовать своих учеников в посещении этих дополнительных занятий по курсу «Развитие речи», основываясь на нетрадиционном подходе к их организации. Обучение вела и веду в игровой или поисково-познавательной форме, пытаясь выработать системность. Продумав ступени повышения у учащихся умений и навыков в области формирования речи, курс стала разрабатывать и внедрять с 5 класса. Например, в первый учебный год (2004-2005), после внедрения ЕГЭ как итоговый аттестации, на занятиях разрабатываемого курса я попыталась дать своим ученикам 5-ых классов, посещающих дополнительные занятия, возможность «разговориться» и «расписаться» т.е. призывала без стеснения высказывать свои мысли, по любому поводу. Затем эти мысли записывались в подкорректированном мной или ребятами виде и, в итоге, дополненные новыми, более глубокими по смыслу фразами, миниатюры зачитывались всему классу. Этот процесс проходил (и проходит сейчас) безукоризненно, с карандашом в руках, т.к. я вновь, если требуется, вношу коррективы в прослушиваемый текст. Удачные варианты были удостоены похвалы и хорошей оценки. Таким образом, ребята активно включались в процесс общения и стремились выглядеть не хуже других, понимая, что сочинения-миниатюры будут читать все без исключения. Следующим этапом в своей работе я предложила ученикам итоговое сочинение в виде полугодовой работе по курсу, по предложенной теме: «Комнатный цветок в необычном кашпо». Ни к чему не обязывающая формулировка темы дала возможность ученикам развивать фантазию и находить необычные решения, позволяющие по-своему выражать задуманное и не становиться похожими в суждениях на других. За два урока (зачётные уроки) ребята пытались достаточно грамотно формулировать предложения, пополняя их словами и выражениями для справок, включая всю силу фантазии, таким образом, обогащая текст сочинения синонимами, запечатляя его на бумаге. В рамках программных часов такой возможности поразмышлять на отвлечённую тему у нас, к сожалению, нет. Хотя результаты были хорошими. Во втором полугодии, помимо искусства поддерживать разговор или самому вести беседу, высказывать своё мнение по предложенной проблеме без стеснения и боязни быть осужденным за неумение красиво говорить, мои ученики стали осваивать новые навыки: «умение находить и использовать в своей речи, на первый взгляд, мало значимые компоненты в изучаемом объекте». Свою речь они стали формулировать последовательно, по плану, стараясь не пропустить ни малейшей детали. В этом нам помогли дополнительные материалы. Обучение основывалось на художественном анализе картин. (Не секрет, знакомство с шедеврами искусства, пусть даже всего лишь с репродукциями известных художников, облагораживает и способствует интеллектуальному развитию учащихся). Параллельно нами посещались экскурсии, которые проходили с карандашом и блокнотом в руках. После каждой экскурсии, посещения музея или просмотра фильма учащиеся готовили либо сообщение, либо писали отзыв. В такой ситуации любой человек овладевает искусством красноречия и грамотного осуществления творческих навыков в своих работах. Хочу отметить, что наш с учениками кропотливый труд не остался безрезультатным. Так как на следующий год (в 6 классе) мои ученики уже не испытывали больших затруднений при создании своих творческих работ. Содержание репродукций, жизненные ситуации мы стали сопоставлять с художественными произведениями писателей и поэтов, как отечественных, так и зарубежных культур. Со временем среди моих учеников негласно сформировалась группа особо одарённых, − их деятельность заключается в написании стихотворений (собственного сочинения), они пишут рассказы, сказки, шутки на школьную тематику, а некоторые стали пробовать свои силы в жанре фантастика. Под Новый год у нас возникла идея о создании конкурса новогодних историй; начало было положено, лучшие истории были опубликованы на страницах школьного сайта. Мои ученики перестали испытывать страх перед «чистым листом». В 6 классе параллельное изучение основ стилистики способствовало развитию новых способностей у моих учеников: попытка создания школьной газеты обогатила перечень жанровых возможностей в создании творческих работ, ныне проектов. Шестиклассники стали пробовать свои силы в написании статей разных стилевых форм, создавать собственные репортажи, брали интервью друг у друга, у учителей и выпускников школы. К 7 классу (2006-2007) наш опыт, благодаря разрабатываемой мной программы и соответствующей методики, стал более прочным, я и мои ученики стали создателями школьного пресс-центра, результаты стали доступны каждому интересующемуся. Таким образом, дополнительный курс «Развитие речи. Слияние искусств в культуре речи», рассчитанный на три года, стал хорошей основой для формирования навыков письменной и устной речи учащихся, расширил их кругозор, обогатил лексический запас. В старших классах эту методику я стала осуществлять и на уроках литературы, на уроках развития речи при подготовке к сочинениям различных жанров. Работая над эссе по предложенным текстам (задание «С» в КИМах ЕГЭ), учащиеся свободно реализовывали свои способности в написании сочинений упомянутого жанра, без особых трудностей преодолевали преграды перед полноценным ответом, соблюдая композиционную стройность, соответствующую требованиям ФГОС. Приобретённый опыт помогал ученикам при работе над изложениями. Анализируя смысл услышанного, они свободно ориентировались в синонимах, пытались излагать свои мысли, не нарушая первоначального замысла автора. Указанные подходы в области разрабатываемой методики, используются мной и на современном этапе педагогической деятельности в других классах, в которых я работаю. Результаты радуют, как и прежде, так как идеи воплощённые в методических подходах актуальны, − способствуют развитию лексического запаса учащихся, их мировоззрению и культурологическому аспекту в целом.
Скачать статью